"Искусство требует общения, и для любого артиста это является насущной потребностью: разделять свою радость с другими"
Дорогие друзья! 17 июня 1882 года в Ораниенбауме (на территории современного города Ломоносова) Санкт-Петербургской губернии Российской империи, в семье оперного певца, солиста Мариинского театра, и матери-пианистки и певицы, родился выдающийся композитор-новатор ХХ века, открывший двери в модернизм, создавший неоклассику и оказавший значительное влияние на развитие джазовой музыки.
По признанию современников, творчество Стравинского стало богатым источником для развития стиля би-боп и третьего течения.
Известная писательница и сценарист Хелен МакИннес в своем романе «Rest and Be Thankful» сравнила музыку Стравинского с "библией би-бопперов". Ведь в начале 40-х годов би-боп, будучи музыкой профессиональных музыкантов среднего класса и тщательно позиционируя себя в русле европейской музыкальной традиции, сделал Стравинского своей иконой. Кстати, до сих пор любой джазмен, который желает подчеркнуть свою связь с академической традицией, первым делом упоминает Стравинского.
Моду на Стравинского в джазе создал великий Чарли Паркер, человек вообще в музыкальном плане очень глубоко образованный и чуткий, который музыку Стравинского не только знал, но и хорошо понимал: когда в рамках слепого теста, проводимого журналом «DownBeat», в 1948 году ему завели среди джазовых пьес никогда им не слышанную «Песню соловья», он сказал: «Вот этой вещи отдайте все баллы».
Рассказывают, что на одном из своих концертов в клубе Паркер, увидев в помещении Стравинского, на ходу сыграл фразу из его опуса, которую Стравинский опознал и выказал живое удовольствие. Стравинский после этого в шутку считал себя ответственным за популярность джаза в Европе, джаз хвалил, хотя и считал его «спонтанным и бесполезным».
Считается, что свою первую композицию, связанную с джазом, Стравинский написал в 1945 году. Речь идет о знаменитом «Эбеновом концерте». Однако интерес к джазу и эксперименты в этой области можно проследить в творчестве композитора гораздо раньше. Говорят, что, внимательно изучив принципы зарождавшейся джазовой музыки, Стравинский остался неудовлетворенным и занялся поисками собственной фабулы. Так появилась «История солдата», сочинение 1918 года, в котором удивительным образом соединились аутентичный джаз и русский фольклор.
В своих воспоминаниях Стравинский писал: «Джаз – в широком понимании – после 1918 года время от времени воздействовал на мою музыку, и следы блюза и буги-вуги можно обнаружить даже в моих самых «серьезных» вещах, например в Бранле Пуату и Простом бранле «Агона». В 1918 году, вернувшись из гастрольного турне по Америке, Эрнест Ансерме привез мне связку нот регтаймов в виде фортепианных аранжировок и инструментальных партий, которые я свел в партитуру. С этими пьесами перед глазами я сочинил регтайм для «Истории солдата» и, по его окончании, – «Регтайм» для одиннадцати инструментов...»
Стравинский до сих пор остается одним из главных вдохновителей джазменов разных поколений по всему миру. Слушая Стравинского, изучая Стравинского, вы непременно сможете сделать для себя множество невероятных открытий!
С уваЖЕНИем, Гимер.
#ИгорьСтравинский #JazzCalendar #ZheniaGimer #RussianComposer #IgorStravinsky #17JuneJazz