Интереснейшие документальные фильмы и интервью, повествующие о быте и творчестве Андрея Тарковского. Рекомендуем. 1. Док. фильм «Крестный путь Андрея Тарковскогo» (2007) Денис Трофимов 2. Интервью А. Тарковского зарубежному телеканалу (1980) 3. Интервью А. Тарковского (1979) 4-7. Док. фильм «Тарковские. Осколки зеркала» (2012) Ирина Изволова (4 серии) 8. Док. фильм «Андрей Тарковский снимает "Ностальгию"» (Италия, 1983) Донателла Баильво 9. Док. фильм «Время путешествия» (1983) Тарковский, Тонино Гуэрра 10. Док. фильм «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера"» (2008) Игорь Майборода 1. «Крестный путь Андрея Тарковскогo» (2007) Денис Трофимов Фильм начинается и заканчивается эпизодом из «Ностальгии», в котором Олег Янковский проносит горящую свечу через бассейн. Этот долгий путь со свечой, по словам Янковского, является отражением жизни великого режиссера. Многие участники фильма подтверждают главную мысль о «крестном пути», говоря о том, что «Тарковский писал свои картины красками из собственной крови...» (Н. Бондарчук), о его «самосжигающем таланте» (А. Кончаловский). Помимо интервью с известными деятелями кино, в фильме немало собственных съемок, связанных с последними годами жизни режиссера в Италии: Флоренция, где жил Тарковский и находится его музей, институт и Фонд, местечко Банья-Виньони, где снималась Ностальгия, дом итальянского сценариста Тонино Гуэрры и интервью с ним. Также много редких хроникальных кадров: молодой Тарковский, режиссер во время съемок своих фильмов, фрагменты документального фильма «Время путешествия», снятого в Италии Тарковским совместно с Т. Гуэрра и т.д. 2. Интервью А. Тарковского зарубежному телеканалу (1980) Телепередача зарубежного канала на основе серии интервью с режиссером А. Тарковским, в которых он рассказывает о своем видении жизни и творчества (передача сделана в последний период жизни режиссера). Голос Тарковского не дублирован, для англоязычного зрителя ответы Тарковского представлены в виде субтитров. 4-7. «Тарковские. Осколки зеркала» (2012) Ирина Изволова (4 серии) В 1973 году Андрей Тарковский после тридцатилетнего перерыва поехал в Юрьевец для выбора натуры к фильму «Зеркало»… В этом городе проходило детство режиссера, он называл его «потерянным раем». Марина Тарковская – сестра режиссера — для съемок этого цикла также отправляется в Юрьевец, где и ведет рассказ о необыкновенном роде Тарковских. «Когда я стала вспоминать, – говорит Марина Арсеньевна, – это превратилось в странное разматывание нити. Как кинопленка, которая все время прокручивается, прокручивается. И я снова возвращаюсь к этому событию, и снова это все прокручивается. Получились осколки – маленькие рассказы о каких-то событиях, воспоминания, смешные ли, грустные истории». 8. «Андрей Тарковский снимает "Ностальгию"» (Италия, 1983) Донателла Баильво Документальный фильм о том, как проходила работа над предпоследней картиной режиссера . Четверть века назад 50-летний Андрей Тарковский приступил в Италии к съемкам своего предпоследнего фильма. Это был удивительный опыт взаимопроникновения двух миров: художественного мира Тарковского и свойственной только Италии архитектурной и природной среды. Как это происходило, можно увидеть в замечательном фильме итальянской документалистки Донателлы Баильво. В фильм включены интервью с Эрландом Юзефсоном, Олегом Янковским, Домицианой Джордано и другими участниками творческой группы. Мозаика, сложенная Донателлой Баильво, поэтична и многопланова. Создавая собственное панно «запечатленного времени» Тарковского, документалистка бережно и вдумчиво отбирает собственные — снятые «в цвете», но в стилистике Тарковского — фрагменты процесса работы над фильмом, чередуя их с монохромом кадров «Ностальгии» и интервью с участниками творческой группы. 9. «Время путешествия» (1983) Тарковский, Тонино Гуэрра Документальная лента Тарковского и Гуэрра «Время путешествия» посвящена поискам «натуры» — места съемок будущего фильма «Ностальгия». Тонино Гуэрра, известный писатель и сценарист, вспоминает, что «Ностальгия» родилась на основе первоначального проекта — путешествия Тарковского по Италии: «Когда Андрей приехал и мы начали обдуманное и подготовленное мною знакомство со страной, то из совместных раздумий родился замысел «Ностальгии», которая тоже есть, по сути, путешествие русского по Италии». Доп. информация: Кажется, что режиссёр не взял в «Ностальгию» самые прекрасные, умопомрачительные пейзажи, дивные шедевры архитектуры, великие произведения искусства. Чего, например, стоит один только каменный мозаичный пол XII в. собора Лечче! На нем изображено огромное дерево, каждая ветвь которого символизирует одну из культур человечества. 10. «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера"» (2008) Игорь Майборода Документальный фильм, рассказывающий об одном из самых драматичных эпизодов в истории отечественного кино. По словам режиссера Игоря Майбороды, в 1990-х годах у него с оператором Рербергом была запланирована совместная работа — съемки картины, основанной на воспоминаниях Георгия Ивановича. Проект не состоялся; после смерти оператора появилась возможность снять о нем документальный фильм. Положив в основу сюжета конфликт, случившийся между Андреем Тарковским и Георгием Рербергом во время съемок «Сталкера», Майборода несколько лет собирал материалы и воспоминания участников этой истории. Евгений Цымбал, занимавший во время съемок «Сталкера» должность ассистента режиссера, назвал работу над картиной «хождением по девяти кругам ада». В процессе работы обнаружилось, что съемка заданных сцен не удаётся. Атмосфера на площадке накалялась, напряжение росло. Оператор был убежден, что виной всему не только брак пленки, но и отсутствие толкового сценария. Режиссёр же возлагал вину на оператора, который, по его мнению, должен был проверить качество Кодака еще до съемок. Рерберг отстранен от работы, его место занимает другой оператор. Но замены в киногруппе не снимают, а, напротив, усугубляют раздражение режиссера. В конце концов Тарковский закрывает работу на несколько месяцев, переписывает сценарий, приглашает оператора Княжинского и начинает всё заново. В итоговый вариант фильма входит часть материала, снятого Рербергом, но его фамилии в титрах нет. «Сталкер» сыграл роковую роль в судьбе не только Рерберга, творческая биография которого пошла на спад, но и других создателей картины, работавших на территории заброшенной электростанции и вдыхавших «непонятные испарения». Спустя годы от рака легких умерли Анатолий Солоницын, Андрей Тарковский, Лариса Тарковская, напоминают создатели документальной ленты.